«Как исследовать общество: плывем в лодке по аллеям парка»: в АмГУ прошла просветительская лекция для школьников
В рамках фестиваля НАУКА 0+ доцент кафедры философии и социологии Аркадий Леонов прочитал для одиннадцатиклассников Алексеевской гимназии уже традиционную просветительскую лекцию об основах эмпирической социологии.
Лектор рассказал о сущности эмпирической социологии и особенностях источников первичной информации. На основе метафоры «принцессы на горошине», показал, что оттого, как мы понимаем социальную реальность, зависит какими методами мы будем её изучать. А затем перейдя к следующим целям социолога: описание, объяснение и предсказание социальных явлений и процессов, – на разных примерах показал роль социологических исследований для решения социальных проблем.
Социолог подробно остановился на вопросе, почему общество изучать сложно. «Связано, это прежде всего с многогранностью социальных отношений, – поясняет Аркадий Константинович, – а также, характеристик самой личности и её сознания». Кроме того, рассказал о важности адекватного «перевода» социологических понятий на обыденный язык.
Также лектор обратился к метафоре «лодки на аллеях парка», чтобы доступно объяснить, что социолог смотрит на общество под принципиально разными углами: социальная реальность предстаёт то жёсткой нормативной структурой, то гибкой структурой на основе коммуникации людей.
«Напугав» школьников этими проблемами, Аркадий Леонов заверил их, что у социолога есть множество инструментов для изучения социальной реальности, которые сводятся к базовым трем: опрос, наблюдение и анализ документов. Про эти методы рассказал на примере изучения самих школьников: их можно опросить по поводу проведённого занятия, пронаблюдать реальное поведение на лекции, а также попросить написать эссе о прослушанной лекции и затем проанализировать эти сочинения как документы.
«Как и со студентами, я построил занятие на постоянной коммуникации со школьниками, – комментирует лектор, – объяснив, что даже на лекции важно, чтобы слушатель активно мыслил и периодически сам искал правильные ответы».
Трое самых активных участников получили подарки – мерч от телеграм-канала «Социология в АмГУ».
«Сегодня накануне лекции узнал, что два года назад одна из студенток, поступивших на социолога, будучи школьницей впервые узнала о социологии именно благодаря этой моей лекции, – поделился Аркадий Константинович. – Поэтому мы активно привлекаем школьников на наши занятия в рамках фестиваля НАУКА 0+».
Прочитать текст лекции можно здесь https://telegra.ph/Kak-sociolog-izuchaet-obshchestvo-06-01 , а послушать аудио здесь https://t.me/amsu_csr/126 .
Лектор рассказал о сущности эмпирической социологии и особенностях источников первичной информации. На основе метафоры «принцессы на горошине», показал, что оттого, как мы понимаем социальную реальность, зависит какими методами мы будем её изучать. А затем перейдя к следующим целям социолога: описание, объяснение и предсказание социальных явлений и процессов, – на разных примерах показал роль социологических исследований для решения социальных проблем.
Социолог подробно остановился на вопросе, почему общество изучать сложно. «Связано, это прежде всего с многогранностью социальных отношений, – поясняет Аркадий Константинович, – а также, характеристик самой личности и её сознания». Кроме того, рассказал о важности адекватного «перевода» социологических понятий на обыденный язык.
Также лектор обратился к метафоре «лодки на аллеях парка», чтобы доступно объяснить, что социолог смотрит на общество под принципиально разными углами: социальная реальность предстаёт то жёсткой нормативной структурой, то гибкой структурой на основе коммуникации людей.
«Напугав» школьников этими проблемами, Аркадий Леонов заверил их, что у социолога есть множество инструментов для изучения социальной реальности, которые сводятся к базовым трем: опрос, наблюдение и анализ документов. Про эти методы рассказал на примере изучения самих школьников: их можно опросить по поводу проведённого занятия, пронаблюдать реальное поведение на лекции, а также попросить написать эссе о прослушанной лекции и затем проанализировать эти сочинения как документы.
«Как и со студентами, я построил занятие на постоянной коммуникации со школьниками, – комментирует лектор, – объяснив, что даже на лекции важно, чтобы слушатель активно мыслил и периодически сам искал правильные ответы».
Трое самых активных участников получили подарки – мерч от телеграм-канала «Социология в АмГУ».
«Сегодня накануне лекции узнал, что два года назад одна из студенток, поступивших на социолога, будучи школьницей впервые узнала о социологии именно благодаря этой моей лекции, – поделился Аркадий Константинович. – Поэтому мы активно привлекаем школьников на наши занятия в рамках фестиваля НАУКА 0+».
Прочитать текст лекции можно здесь https://telegra.ph/Kak-sociolog-izuchaet-obshchestvo-06-01 , а послушать аудио здесь https://t.me/amsu_csr/126 .