Общество в объективе: школьники узнали на практике о социологическом анализе фотографий и рекламы
В рамках фестиваля НАУКА 0+ в нашем университете прошел мастер-класс по социологическому анализу фотографий и рекламы.
Доцент кафедры философии и социологии Аркадий Леонов рассказал ученикам свободненской школы, чем социологическое фото отличается от несоциологического, сделал краткий экскурс в социологическую теорию анализа фотографий
о первичных и вторичных контекстах, запечатленных на фото
об аспектах анализа: личности и их действия, взаимодействия, коллективности и окружающая среда
о трех слоях фото: что фотографируется? кто автор снимка? кого и для кого фотографируют (аудитория)
о методах анализа фото: герменевтическом (анализ фотографа), семиотическом (анализ знаков на фото), структурном.
А сразу после теории ученики перешли к практике:
как настоящие детективы, выискивали знаки на фото, чтобы как можно точнее расшифровать, что же происходит на снимках
затем на основе фотографий автобусных остановок воссоздавали ценностный портрет жителей города и пытались угадать сам город
а еще узнали на нескольких фотографиях городские "магические" практики
«Анализ фото позволяет порой открыть то, что как правило ускользает от "невооруженного" глаза, – отмечает лектор.
В завершении первой части занятия школьники анализировали сессию фото, на которой были запечатлены "зрители", так ничего и не увидевшие: ученикам нужно было расшифровать, что же не произошло на фото.
После классического социологического анализа фото социолог перешел к его сугубо прикладному аспекту: Аркадий Константинович описал алгоритм семиотического анализа статичной рекламы, а затем перешел к практике. Вместе с учениками анализировали наружную рекламу Благовещенска: выявляли ее эффективность с позиции семиотики – науке о знаках.
«Несмотря на большой объем проделанной работы, почти все ученики приняли в аналитике активное участие, – поделился впечатлениями Аркадий Леонов. – И это доставило мне несказанное удовольствие: школьники с интересом анализировали фото и рекламу, открывали для себя новое в привычном и знакомом».