Школа наставника СНО: организация работы и наставничество
6 июня 2025 начала свою работу «Школа наставника СНО». Мероприятие проводится в рамках субсидии из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ. В работе Школы приняло участие более 50 студентов АмГУ.
Модератором выступила член СНО АмГУ Бянкина Екатерина. С приветственным словом к участникам обратился куратор СНО – Якимова Вилена Анатольевна, которая рассказала о плане научных мероприятий, реализуемых в рамках грантовой поддержки. Председатель СНО АмГУ Корешков Даниил поздравил участников с открытием Школы, подчеркнул, что мероприятие проходит в АмГУ уже второй год и включает в себя разные треки. Цели мероприятий Школы заключаются в том, чтобы познакомить членов СНО со структурой научного сообщества, совместно улучшить работу и распределить функции между новыми центрами.
Школа проходила два дня и включала в себя четыре трека: «Организация работы СНО – распределение ролей и функций», «Мой научный наставник», «Как организовать научное мероприятие?», «Соцсети СНО и медиа: полезные лайфхаки».
В первый день члены СНО «ЭкономМикс» Гилева Алина и Медведева Варвара подробно рассказали о студенческом научном объединении вуза, его задачах, включая просветительскую и популяризационную деятельность. Студентки поделились типовой схемой СНО, которую они составили благодаря анализу успешных практик, сложившихся в других вузах. В ходе интерактива предложили участникам Школы составить оптимальную, на их взгляд, структуру СНО АмГУ. Команды защитили свои проекты, отразив в них не только традиционные элементы, но и креативно ввели новые, учитывая потребности и новые задачи СНО. В ходе дискуссии порассуждали о функционале председателя, создании в СНО центра творчества, дизайна и медиа. Члены СНО видят потребность в исследовании научной мотивации и поиске способов вовлеченности молодежи в науку, делают свои предложения, которые СНО вуза уже приняло в работу.
Второй трек был проведен председателем СНО «Гуманитариум» Затышняк Елизаветой, которая сделала доклад на тему «Мой научный наставник», подчеркнув разные стороны наставничества, как в форме научного руководства, так и со стороны студентов старших курсов. Студенты видят поддержку научного руководителя, отмечая важные функции – поиск научных идей, рекомендации журналов для публикации статей и учатсии в конференциях, качественное планирование научной работы, содействие в подготовки и написании курсовых и научных работ, формировании мотивации для глубокого научного исследования. Неотъемлемой частью научного наставничества, по мнению студентов, является помощь в налаживании контактов и создание благоприятной научной атмосферы. На вопрос «Кто для вас научный наставник?» участники мероприятия особо отметили ученых АмГУ – Савину Наталью Викторовну, Родину Татьяну Андреевну, Цепелева Олега Анатольевича и Помазкову Елену Ивановну. Они рассказали о совместной работе с научным руководителем. Для наших студентов научный руководитель – это авторитет, профессионал, ведущий специалист в своей области, который умело может дать наставление, совмещает научную критику с поощрением и доводит научную работу до высокого уровня. Студенты отмечают, что они очень довольны научным результатом, несмотря на сложность самого исследовательского пути и множества правок в ходе работы.
Студенты-старшекурсники также успешно реализуют функцию наставничества, делятся своим багажом знаний и практическим опытом. Чтобы стать наставником студенты старших курсов должны проявлять лидерские качества и иметь возможность хорошо объяснить в дружественной обстановке. В СНО АмГУ ярко выражены примеры наставничества среди студентов. Так, член СНО «Авангард» энергетического факультета Козлов Артем поделился тем, что председатель СНО Белова Ольга стала для него примером, поскольку активно занимается научной работой и продвигает студенческое научное общество. Медведева Варвара рассказала, как члены СНО «ЭкономМикс» привлекли ее в СНО, рассказав о возможностях и своих научных достижениях, поделились опытом своих побед, преодолении преград и трудностей.
Руководитель трека предложила всем поучаствовать в интерактиве «Наставник как Супергерой», по результатам которого две команды представили свое видение о качествах, которыми, по их мнению, должен обладать научный наставник. Студенты креативно подошли к решению задачи, появился новый образ – «Амгушный Алексей Антиплагиатович», который наделен качествами справедливости (символ весов), защиты от критики (символ – щит), поддержки студенческих идей (символ лампочки), пунктуальность (символ – часы), научный опыт и знания (конфедератка), движение вперед и развитие (развивающийся плащ), контакты и связи с научным миром (визитка), непредвзятость при оценке научных работ (повязка на глазах), доброжелательность (улыбка на лице), авторитетность (строгий костюм), психологическая помощь и поддержка (слоган – «дорогу осилит ведущий»).
Первый день был весьма плодотворным и интересным, за активное участие студенты получили подарки, организаторы – благодарности, участники – сертификаты. По мнению, куратора СНО Якимовой Вилены Анатольевны, Школа наставника СНО – это одно из флагманских мероприятий программы развития СНО в вузе, которое дает возможность создать благоприятную атмосферу в научном сообществе вуза, услышать потребности и инициативы со стороны молодежи, найти новые пути повышения научной активности. По результатам Школы выбранные председатели СНО на факультетах получили багаж знаний и навыков, позволяющих организовать работу в своих коллективах.