Проектная деятельность

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность обучающихся – это вид образовательной деятельности, основной задачей которой является проектный способ достижения цели через решение конкретной проблемы в условиях ограниченности срока и ресурсов, которая завершается практическим результатом в виде проекта. Проектная деятельность предполагает самостоятельное приобретение обучающимися знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции компетенций из разных предметных областей.

Какие задачи стоят перед реализацией проектной деятельности студентов?

  • усиление практикоориентированности обучения;
  • индивидуализация обучения, реализация индивидуальных образовательных траекторий;
  • формирование у обучающихся системного и критического мышления, способности применять системный подход для решения поставленных задач;
  • создание условий для развития творческого мышления обучающихся, способности к генерированию новых идей;
  • освоение обучающимися технологии разработки и реализации проектов, приобретение и накопление обучающимися личного опыта в проектировании;
  • повышение инициативности и самостоятельности обучающихся в освоении ОПОП ВО, приобретение навыков самоорганизации и ответственности за конечный результат и качество создаваемого проекта (продукта);
  • развитие у обучающихся навыков командной работы и лидерства;
  • повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда.

Какие преимущества получают студенты?

  • контекстность, поскольку погружение обучающегося в ситуации, сходные с ситуациями, в которые он должен будет включаться в будущей профессиональной деятельности, предопределяет успешность формирования трудовых действий;
  • получение результата проекта (продукта) как формализованного образовательного результата;
  • возможность использования результата проекта (продукта) как инструмента оценки образовательных результатов;
  • возможность накопления продуктов образовательно-профессиональной деятельности, составления на их основе портфолио личных и профессиональных достижений.

О том, что для студентов значит «работать над проектом» мы рассказали в статье газеты «Амурский университет».

Кто является основными участниками проектной деятельности?

  • руководитель проекта – работник структурного подразделения АмГУ, сопровождающий деятельность обучающихся в процессе выполнения проекта;
  • участник проекта – лицо, непосредственно участвующее в выполнении проекта (участниками проекта являются обучающиеся; участниками проекта наряду с обучающимися могут быть работники университета, при выполнении внешних проектов – работники других организаций);
  • команда проекта – совокупность участников одного проекта;
  • инициатор проекта – лицо (группа лиц), предлагающее тему проекта (инициаторами проектов могут быть работники внешних организаций, работники университета, а также обучающиеся).

Какой механизм реализации проектной деятельности?

Для реализации прикладного или исследовательского проекта, инициатором проекта совместно с руководителем проекта от университета готовится проектное предложение по форме.

Подготовленное проектное предложение направляется в отдел «Проектный офис», согласовывается с деканом факультета, с которого планируется приглашать обучающихся. В случае, если проект носит межфакультетский характер, то есть для его реализации привлекаются обучающиеся нескольких факультетов, проектное предложение согласуется с деканами всех участвующих факультетов.

После согласования проектного предложения с деканом соответствующего факультета, оно доводится до сведения обучающихся путем размещения на официальном сайте в разделе «Витрина проектов».

С этого момента обучающиеся, заинтересованные в участии в предлагаемом проекте, могут подать в отдел «Проектный офис» заявку для участия по форме.

Сроки, в течение которых обучающиеся могут подать заявку, определяются инициатором проекта совместно с руководителем проекта. По истечении сроков предоставления заявок для участия в проекте, отдел «Проектный офис» направляет в деканат соответствующего факультета и руководителю проекта список обучающихся, участвующих в проекте.

После окончания реализации проекта (или его этапа) руководителем проекта готовится подтверждение об участии обучающихся в проекте в виде оценочного листа. Подтверждение об участии в проекте представляется в деканат соответствующего факультета и в отдел «Проектный офис» и является основанием для учета результатов его реализации.

При реализации проектной деятельности руководители проектов вправе самостоятельно распределять этапы реализации проектной деятельности по учебным семестрам. Рекомендуется придерживаться следующих этапов (на примере бакалавриата):

  • 1-2 семестр. Оформление проектного предложения. Формирование первичного уровня компетенций проектной деятельности у студентов через освоение дисциплины «Основы проектной деятельности». Формирование проектной команды. Распределение ролей в команде. Разработка концепции проекта и определение этапов (стадий) его разработки.
  • 3-5 семестр. Разработка проекта в соответствии с концепцией. Участие в различных дополнительных формах организации проектной деятельности: хакатоны, кейс-чемпионаты, startap-проекты, конкурсы, конференции и т.д. с целью освоения новых проектных компетенций, получения обратной связи от экспертов всероссийского уровня, использования сетевого образовательного пространства и др.
  • 6 семестр. Завершение всех этапов (стадий) разработки проекта. Оформление готового проекта.
  • 7 семестр. Разработка программы реализации и оценка эффективности проекта. Начало реализации проекта (получение конечного продукта).
  • 8 семестр. Реализация проекта. Оформление результатов реализации проекта в отчетные документы (например, в форме ВКР).

Как учитываются результаты участия обучающихся в проектной деятельности?

По итогам реализации прикладного или исследовательского проекта на каждого участника, являющегося обучающимся университета, заполняется оценочный лист, учитывающий общие результаты проектной деятельности, индивидуальный вклад в достижение планируемых результатов, а также уровень сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающегося. Также в качестве результатов реализации проекта могут прикладываться дополнительные материалы в виде отчетов, статей, пояснительных записок и др.

Оценочный лист обучающегося, участвующего в проектной деятельности, а также дополнительные материалы должны быть размещены в электронном «Портфолио» на сайте университета.

В рамках осваиваемой обучающимися ОП учет результатов их участия в прикладных и исследовательских проектах может осуществляться в рамках подготовки курсовой, ВКР, прохождения практики и иных видов учебной деятельности, допускающих реализацию проекта как самостоятельной учебной работы обучающихся по данной дисциплине, результирующая оценка, указанная в оценочном листе, может учитываться про проведении промежуточной или итоговой аттестации по соответствующей дисциплине/практике/ВКР.

Задать вопрос